Статья взятая с сайта http://omtland.ru/noo.html
Ноо, или ноогаку, — строгая театральная классика Японии. Это первая
развитая форма традиционного театрального искусства Японии.
Кроме аристократического искусства бугаку в середине VIII века в Японию
с материка было завезено и народное театральное искусство сангаку:
комический миманс, комические сценки и рассказы, народные песни и
танцы, акробатику, фокусы, жонглирование, кукольников и т. д.
Из сангаку к концу XI века развилось искусство саругаку, участники
которого были выходцами из низших слоев общества. Свое искусство они
демонстрировали во время религиозных праздников, когда толпы верующих
стекались в храмы. Искусство саругаку быстро стало популярным, и концу
XII века появилось много профессиональных трупп саругаку, которым
покровительствовали крупные храмы и монастыри, наиболее богатые из
которых имели собственные актерские труппы саругаку, которые назывались
«дза». Полученная возможность объединения смогла обогатить искусство
саругаку заимствованиями из придворных и сельских песен и танцев.
Возникла особая форма театрального искусства са-ругаку-но ноо, ставшая
прототипом будущей драмы ноо, а комические элементы саругаку развились
в кёгэн — народный комедийный драматический жанр. Одновременно
развивалось театральное искусство, основанное на песнях и танцах
сельских местностей, — дэнгаку, дэнгаку-но ноо, которая к концу XIV
века соединилась с саругаку-но ноо. На их основе двумя выдающимися
театральными деятелями Японии Канъами и Дзэами, был создан театр ноо.
Канъами основал театр «Кандзэдза» в Ига, создав представление,
которое имело успех и в столице и в провинции. В истории японского
театра он является выдающимся актером и театральным деятелем,
создателем большого числа пьес для театра ноо, учителем и теотетиком.
Он пользовался поддержкой и покровительством феодального властителя
Японии того времени Асикага Ёсимицу. Его сын Дзэами продолжиил его
дела: после смерти отца он стал руководителем театра. Искусство Канъами
было рассчитано на широкие массы, но сын хотел сделать представления
более аристократичными. Он смог создать законченные формы
аристократического театра ноо, пользовался поддержкой от многих лиц из
высшего воинского сословия, на его спектаклях присутствовал император.
Дзэами был превосходным актером, крупным драматургом, композитором и
теоретиком театрального искусства, он создал более ста пьес для ноо,
которые отличаются красотой текста, музыки и утонченностью. К этому
периоду формирования искусство ноо завершается. Междоусобные войны
Японии приостановили развитие театра ноо, но с XVII века, после
установления господства сегунов Токугава, начинается новый этап
развития театра. Представления носили церемониальный характер и стали
устраиваться по торжественным случаям: приход к власти нового
правителя, бракосочетания знатных особ, назначение должностных лиц
высоких рангов, рождение сыновей во влиятельных семьях, их
совершеннолетие. Спектакли устраивались на территории замка сегуна в
Эдо (Токио). Приглашения на представления получали не только знатные
феодалы, но и представители горожан. Обычно спектакли шли несколько
дней, и попасть на них могло до пяти тысяч человек. Приглашенные
получали угощение и подарки, а присутствие на спектакле считалось
большой честью, за право быть приглашенным шла борьба среди феодалов и
влиятельных горожан.
Церемониальная функция театрального искусства отвечала духу конфуцианства.
По мере развития искусства ноо возникали различные его школы. Только
пять: Кандзэ, Компару, Хосё, Конго и Кита известны нам сегодня.
Различия между школами незначительны, они не затрагивают основ
искусства ноо. Революция Мэйдзи нанесла чувствительный удар по театру
военной аристократии. Многие актеры театра ноо были вынуждены менять
профессию, положение было плачевным до тех пор, пока театр не обрел
новых покровителей — отдельных государственных деятелей, представителей
крупной буржуазии и влиятельных театральных деятелей. Существовало
искусство ноо по-прежнему для избранной публики. Массовое
распространение жанра ноо относится к периоду после Второй мировой
войны.
Представления ноо происходят на квадратных сценах из неокрашенного
дерева хиноки, которое производит впечатление простоты, чистоты и
строгости. Над сценой на четырех столбах, возвышается крыша. Сцена
открыта с трех сторон, на четвертой задней стене на золотом фоне
изображена зеленая раскидистая сосна – символ долголетия и
благожелательный привет зрителям. Пол сцены светлый, полированный.
Площадь основной сцены 5,5 кв. м., к ней примыкают две площадки.
Зрители располагаются перед сценой и слева от нее. Изначально зрители
сидели на полу, устланном циновками, но в новых театральных зданиях в
партере ставят кресла, балкон же устилают татами, и там сидят на полу.
Оркестр в театре ноо состоит из четырех музыкантов (хаясиката),
которые располагаются в один ряд вдоль задника. Вместе с оркестром у
задней стены слева сидит кокэн — человек, помогающий актерам на сцене,
который считается невидимым и может во время действия поправить актеру
костюм, парик или маску. Существует много различных масок ноо: одни
несколько меньше человеческого лица, другие больше. Их вырезают из
отобранного легкого дерева, раскрашивают и покрывают специальным лаком.
Техника изготовления масок сложна и требует искусного мастерства. В
настоящее время в театре ноо существуют около двухсот типов масок:
мужские и женские, различные по возрасту, характеру, облику. Среди
мужских выделяют маски стариков, юношей, мальчиков, благородных,
простолюдинов, добрых, злых, слепых, маски богов и привидений. Среди
женских масок — маски девушек, женщин средних лет, старух, безумных,
ревнивых, красивых, безобразных, привидений.
Некоторые маски предназначены для определенных пьес. На первый
взгляд кажется, что маска может иметь лишь одно фиксированное
выражение. Однако в зависимости от освещения ее, от угла падения на нее
света «выражение лица» хорошей маски меняется. Она может передавать
различные оттенки настроения персонажа и кажется одухотворенной.
Считается, что искусный актер способен вдохнуть в маску жизнь.
Используя тончайшие изменения в освещенности маски, такой актер может
придать ей удивительную выразительность. В последние годы маски ноо
получили распространение как настенные украшения.
Костюмы в театре ноо напоминают японские костюмы XV века, рисунок и
расцветка костюма зависят от характера персонажа, сверхъестественные
персонажи носят фантастические костюмы.
Многие костюмы просто великолепны. Например, караори. Это женское
нарядное одеяние из уникальной ткани рельефного плетения с узором,
тканым золотом и серебром. Пышные костюмы являются существенным
элементом театральности ноо. Есть костюмы, отличающиеся чрезвычайной
простотой, но они подлинные, их бережно хранят как культурное наследие
прошлого. Это одеяния странствующих монахов ямабуси, синтоистских
священников, рыбаков, лодочников. В театре ноо существуют
разнообразные парики. Женские парики напоминают прически XIV—XV веков:
парик благородной женщины делается из длинных гладких черных волос.
Головные повязки — необходимая деталь в театре ноо, особенно для
женских персонажей. Повязка охватывает лоб актера и закрепляется на
затылке. Она повязка тяжелый парик и служит украшением. Костюмы воинов,
священников, монахов, рыбаков дополняются головными уборами,
соответствующими их положению. Для богов, духов и придворных высокого
ранга – это корона и венец. В руках актеры держат предметы, которые
необходимыми для характеристики данной роли. .